На первую страницу На первую страницу
2/29
Наименование объекта уточненное
Монастырь Спасо-Мирожский. Дом настоятеля.

Наименование комплекса
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Уточненная датировка архитектуры
XVII в; 1881г.

Типология
Памятник архитектуры

Историческая справка

Первое упоминание о памятнике встречается в «Офицерских описях» 1766 г., где он назван «зимними настоятельскими кельями»: «кельи деревянные, в одном апортаменте, на каменных погребах, длиной 11,5 саженей, шириной 5,25 саженей, по гонту обмазан известью, при нем крыльцо деревянное, покрашено голубой краской 2,5 на 2,5 сажени». Таким образом, во второй половине XVIII века на территории Мирожского монастыря находился дом настоятеля с каменным нижним этажом и деревянным верхним. Верхний этаж был оштукатурен и побелен. Подклетный этаж келий был выстроен гораздо раньше, вероятно, в середине XVII века: на плане Пскова Э. Пальмквиста 1674 г. каменная постройка к западу от Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря показана как существующая. Во второй половине XVIII в. деревянным переходом настоятельские кельи были связаны с летними деревянными настоятельскими кельями, находившимися с запада от Святых ворот и церкви Стефана, к южному фасаду келий примыкала деревянная кухня. С востока от них – фруктовый сад с прудом, огороженный деревянным на каменном фундаменте забором. В 1769 г. «за ветхостью и во многих местах течью» была отремонтирована крыша настоятельских келий. Для ремонта у крестьянина монастыря Сергея Захарьева было куплено «300 тесниц елового пятисаженного тесу». В 1772 г. новую кровлю покрывали «посным маслом», а на ней плотник Экономического ведомства Варфоломей Логинов «делал шесть шоломов, да два потока деревянных». В описи 1789 г. в монастыре упоминаются «зимние настоятельские кельи о двух этажах – нижний каменный, а верхний деревянный», деревянный переход в летние кельи и кухня уже не упоминаются. В 1881 г. деревянный этаж дома настоятеля был полностью перестроен. В новых помещениях разместились: настоятель, казначей и несколько человек братии, часть комнат предназначались «для посетителей и богомольцев обители». Клировые ведомости конца XIX – начала XX в. регулярно сообщают о доме настоятеля: «деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте дом; построен в 1881 г. настоятелем игуменом Серафимом для размещения настоятеля. Дом в хорошем состоянии и ремонта не требует». После Октябрьской революции, хотя официально Мирожский монастырь не был закрыт, но в 1918 г.в доме поселили погорельцев. В марте 1921 г. пустующий к тому времени дом был выделен Псковским губисполкомом отделу народного образования для Псковской экскурсионной станции, заведующим которой был назначен известный псковский историк В.А. Федоров. В апреле-мае 1921 г. дом настоятеля был отремонтирован и приспособлен для размещения экскурсоводов и небольшой гостиницы для приезжающих экскурсантов. После Великой Отечественной войны в левом крыле дома настоятеля расположилась контора Псковского «Облпроекта», в правом крыле жили сами архитекторы. Среди них известные в Пскове архитекторы Г.Е. Гедике, Ю.П. Спегальский, Э.П. Штольцер. В 1979 г. дом передан Псковскому музею-заповеднику, в нем жили его сотрудники. В 1994 г. дом настоятеля передан в пользование Русской православной церкви.


Основные архитектурные особенности

Дом настоятеля расположен на западной границе монастыря, напротив Спасо-Преображенского собора. В плане представляет собой прямоугольную полукаменную постройку с дополнительными пристройками (полукаменной и деревянной) со стороны западного и восточного фасадов. Фасады каменной части здания – обмазаны и побелены, деревянной части - обшиты досками и покрашены. Крыши над основным объемом дома и западной пристройкой - двухскатные. Композиция главного восточного фасада здания асимметрична, складывается из трех частей. Вход в здание, несколько смещенный в сторону севера, решен в виде ризалита, завершенного треугольным фронтоном. Центральная ось ризалита в уровне основного этажа подчеркнута большим трехчастным окном. Каждая из трех частей окна имеет полуциркульное завершение и сложный рисунок расстекловки. В уровне первого (деревянного) этажа ризалита по обе стороны от его центральной оси расположены два широких дверных проема (первоначально являлись отдельными входами в покои настоятеля и кельи братии). Боковые фасады ризалита решены одинаково: каждый из них имеет по одному прямоугольному оконному проему и завершение в виде фронтона, по форме и характеру оформления близкому к фронтону главного входа. Плоскость восточного фасада основного объема здания к северу и югу от ризалита в уровне деревянного этажа прорезана рядом оконных проемов одинаковой формы и габаритов. Рит оконных проемов неровный. В оформлении окон использованы профилированные рамочные наличники и сандрики в виде полочек с пропильной резьбой. Пара крайних окон с обеих сторон фасада отделена от окон, расположенных ближе к центру фасада, стилизованными пилястрами. Такие же пилястры в уровне деревянного этажа закрепляют углы основного объема и углы ризалита парадного входа здания. Горизонтальные членения фасада подчеркнуты различным характером обработки фасадной плоскости каменного и деревянного этажей и сложным рисунком деревянной обшивки жилого этажа: горизонтальным - между оконными проемами и вертикальным - под и над оконными проемами фасада. Композицию фасада завершает венчающий карниз, декорированный пропильной резьбой, рисунок которой повторяется на карнизах всех фасадов здания. Композицию южного и северного боковых фасадов здания объединяет одинаковое завершение в виде фронтонов, образованных скатами крыши, а также общий для всех фасадов рисунок деревянной обшивки и накладного декора. Отличие состоит лишь в количестве оконных проемов, что явилось следствием различной планировки северной и южной частей здания. На северном фасаде, обращенном в сторону сада, расположено три оконных проема в уровне деревянного этажа и один оконный проем с приямком в уровне подклета. На южном фасаде находится одно окно, расположенное в деревянном объеме дома. Западный фасад здания, обращенный в сторону реки Мирожки, расположен на границе монастырской территории. С южной и северной стороны к нему примыкает каменная монастырская ограда, по высоте равная высоте каменного этажа здания. Каменная часть здания на западном фасаде из-за понижения рельефа местности имеет наибольшую высоту и даже превышает высоту верхнего деревянного этажа. За счет этого западный фасад выглядит более монументально, чем остальные фасады здания. Композиция западного фасада в общих чертах повторяет композицию восточного фасада здания. К северу от центра фасада расположен выступающий полукаменный объемом «ретирады». Каменная часть стены «ретирады» выложена в виде контрфорса - с наклоном. В центре «контрфорса» - прямоугольный проем с кованной металлической дверью. В деревянной части «ретирады» на всех трех фасадах расположено по одному большому почти квадратному окну. На уровне венчающего карниза объем «ретирады» завершен треугольным фронтоном. По обе стороны от «ретирады» плоскости фасада основного объема здания в уровне деревянного этажа прорезают прямоугольные окна: три в северной части и четыре в южной. Габариты и декор окон такие же, как на других фасадах здания. В нижней каменной части здания над землей выходят по одному оконному проему с лучковыми перемычками и коваными решетками из южной и северной палат подклета, а также маленькое щелевидное окно внутристенной лестницы. Общее декоративное оформление фасада, включая рисунок обшивки деревянного этажа, аналогично остальным фасадам здания. Планировка каменного этажа (подклета) значительно отличается от планировки деревянного жилого этажа здания. Основной объем каменного подклета (26.0м х 11.0м) имеет трехчастную композицию, состоящую из центральных сеней и примыкающих к ним с северной и южной стороны двух квадратных в плане палат. Сени перекрыты каменным цилиндрическим сводом, обе палаты - сомкнутыми сводами с распалубками над проемами. В стенах палат устроены ниши-шкафчики. К восточной стене сеней первоначально, по-видимому, примыкал, каменный объем палатки крыльца (4.2м х 4.4м), из которой был устроен вход в подклет (сохранился на уровне фундамента восточного ризалита). К западной стене сеней пристроена каменная часть «ретирады» (4.0м х 3.0м) с проемом (выгребом) на улицу. К югу от «ретирады» в западной стене подклета расположена внутристенная лестница, соединявшая сени с верхним этажом здания. В настоящее время лестница заложена, дверной проем утрачен. Кроме внутристенной лестницы в здании имеется еще одна одномаршевая деревянная лестница, ведущая на чердак, и двухмаршевая деревянная лестница с каменными забежными ступенями в уровне подклета, расположенная в ризалите парадного входа в здание. Особенности планировки деревянного жилого этажа здания были обусловлены назначением расположенных в нем помещений. Небольшой поперечный коридор связывает лестничную клетку с «ретирадой». Поперечный коридор делит помещения жилого этажа на две части. Помещения, находящиеся к югу от входа, предназначались для покоев настоятеля. В их планировке прослеживается совмещение коридорной и анфиладной схем. Помещения, находящиеся к северу от входа, предназначались для братии и приезжающих в монастырь паломников. В их планировке использована коридорная схема. Высота помещений : подклет – 3,7 м ; жилой этаж – 2, 8 м. Общие габариты в плане: 26 м х 11 м. Фундамент – ленточный, бутовый; стены подклета - известняковая плита; жилого этажа и ризалита – деревянный сруб с наружной обшивкой досками; перегородки – деревянные; перекрытия подклета – каменные своды, чердачное – деревянное утепленное; крыша – деревянная стропильная система; кровля – металлическая; полы – в подклете – каменные, в деревянном этаже – дощатые; окна – створчатые с двойными рамами, в подклете – с одинарными рамами, частично без деревянного заполнения, с металлическими решетками; двери – в подклете – дверь дощатая на шпонках; в деревянном этаже - филенчатые; внутренняя отделка – в подклете – отутствует; в деревянном этаже - штукатурка, побелка, покраска, обои.


Общие сведения

Дом настоятеля входит в состав ансамбля Спасо-Мирожского монастыря. Наряду с каменной оградой, фиксирует западную границу монастырской территории. Представляет собой интересный образец небольшой монастырской постройки, сочетающей в себе функции гостиницы, жилых помещений для настоятеля и складские помещения. Подклет дома настоятеля является одним из примеров гражданского каменного строительства Пскова XVII века.


Предметы особой охраны
1. Объемно-пространственная композиция здания. 2 Композиция и декор фасадов. Расположение оконных и дверных проемов, их параметры и формы. Материал и рисунок обшивки деревянного этажа. Деревянный декор фасада (стилизованные пилястры, оконные наличники, сандрики и т.д.). Цветовое решение фасадов (каменный этаж – побелка, деревянный этаж - покраска с выделением декора белым цветом) 3 Интерьеры. Пространственные характеристики интерьеров, высота помещений, планировочные характеристики, расположение дверных и оконных проемов. 4 Материал и конструкции фундаментов, стен, перекрытий. Внутристенная лестница. Все подлинные конструкции независимо от их технического состояния.

Группы документов
1600 - 1700

Перестройки и утраты
В XVIII в. мог быть утрачен каменный второй этаж постройки XVII века. Тогда же, вероятно, была заложена каменная внутристенная лестница, ведущая из сеней подклета наверх. В 1881 г. был перестроен деревянный верхний этаж XVIII века. После передачи в 1994 г. дома русской православной церкви была сделана частичная перепланировка помещений жилого деревянного этажа и изменена конструкция лестницы, расположенной в объеме деревянного ризалита главного входа. Над входом в здание устроен новый односкатный ремонтный козырек. Демонтированы голландские изразцовые печи XIX века. Утрачена все первоначальные оконные и дверные заполнения подклета и часть дверных заполнений жилого этажа.

Реставрационные работы
В 1986 г. архитектором Псковской архитектурно-реставрационной мастерской В.М. Лебедевым был разработан проект реставрации и приспособления дома настоятеля под гостиницу для музейных работников. Документация хранится в архиве Псковского филиала института «Спецпроектреставрация».


Архив
РГАДА 280 3 535 2 об. - 3.

Архив Псковского филиала института «Спецпроектреставрация» 1.0-8. Фотокопия

РГАДА 280 6 4309 1 об., л.14, 14 об.

ГАПО 74 1 172 166

ГАПО 567 1 8 б/л

ГАПО 567 1 8 б/л 1889 г.

ГАПО 39 1 1034 200 об. 1900 г.

ГАПО 353 1 15 4 1902 г.

ГАПО 39 1 1076 3 об. 1914 г.


Библиография
Филимонов А.В. Псков в 1920-1930-е гг. Очерки социально-культурной жизни. Псков, 2005., 90
Штольцер Э.П. Моя работа в Пскове (Из воспоминаний). // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 14. Псков, 2001, 30
Экскурсионное дело. Пг., 1921, №2,3., 196-197.