На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Церковь Сорока Мучеников

Уточненная датировка архитектуры
1817 г.

Адреса уточненные
Печорский район/Печоры г/Верхолича ул

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Действующая церковь

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Архитектурные стили
провинциальное барокко с элементами классицизма

Историческая справка

В 1540 г. из Псково-Печерского монастыря в г. Печоры в приезжий двор была перенесена деревянная церковь Сорока мучеников. Известно, что к концу XVIII века эта церковь сильно обветшала и в 1778 г. было принято решение начать на том месте строительство новой каменной церкви во имя сорока мучеников. В 1817 г. строительство новой церкви было окончено, но без колокольни. Колокольня была построена в 1860 г.


Основные архитектурные особенности

Церковь Сорока мучеников расположена к юго-западу от Печорской крепости, на небольшой площади, образовавшейся у главного входа в крепость, между храмом и крепостью - деревянная церковь Варвары. Церковь типа восьмерик на четверике, в плане представляет собой четко выраженную продольно-осевую композицию. К основному объему, несущему на себе восьмерик с декоративным барабаном и главой, с востока примыкает полуцилиндр апсиды, с запада - прямоугольная в плане трапезная и трехъярусная, квадратная в плане, столпоооразная колокольня. Поперечные концы креста укорочены и скруглены. Объемно-пространственную композицию характеризует стремление к вертикализму. Церковь скромно декорирована. Фасады основного объема, апсиды, трапезной и колокольни имеют плоскостную обработку пилястрами ордерной системы. По верху стен проходит профилированный карниз. Оконные проемы четверика и притвора с лучковыми перемычками и наличниками в виде плоских рамок, повторяющих форму окон. Оконные проемы восьмерика с арочными перемычками, над ними - лопастные сандрики. Декоративный барабан восьмерика завершает глава полу сферической формы, увенчанная яблоком и крестом. Восьмигранный купол колокольни завершается тонким шпилем с яблоком и металлическим крестом. Четверик - четырехстолпный, столбы квадратные в плане, смещенные попарно к югу и северу. Перекрытие интерьера сложное: столбы несут на себе подпружные арки, несущие, в свою очередь, так же как восточная и западная стены-восьмерик, парусные своды и своды перекрытий боковых частей основного объема. Восьмерик, с шестью оконными проемами, перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом. На западной стене, над дверью, устроены хоры на ползучем своде, на них ведут две деревянные лестницы. Центральная апсида перекрыта конхой, а над алтарем свод коробовый, малые апсиды-коробовыми сводами. Трапезная перекрыта полулотковым сводом с распалубками над оконными проемами. Перекрытия между ярусами колокольни - плоские. У северной стены первого яруса лестница, ведущая на ярус звона. Материал - кирпич, здание оштукатурено и побелено. Основные габариты: 35 х 18 м В церкви сохранилось, в основном, внутреннее убранство XIX в. Иконостас деревянный, двухъярусный, в виде сплошной стены, с постаментом и навершием, состоящим из двух икон /поставленных друг на друга/, завершенных резным "Распятием" с предстоящими. По вертикали иконостас членится витыми колоннами с сетчатым основанием, по горизонтали разделяется антаблиментом с сильным выносом карниза над колоннами. Постамент гладкий, кувшинообразные тумбы несут колонны первого яруса. Иконостас обильно декорирован золоченой резьбой. Она сосредоточена, главным образом, на "Царских дверях", колоннах, антаблименте, рамах икон. Основной мотив резьбы-ветвь аканта, виноградная лоза, цветы лилии. Наиболее декорирован первый ярус иконостаса с "Царскими дверьми". Над северными и южными дверями помещены резные головки херувимов. В четверике - на куполе, гранях восьмерика, столбах и стенах /в верхней части/, в притворе - росписи, выполненные масляной краской. О них сообщает следующая надпись на северо-восточном столбе: "Храм расписан с 1965 по 1969 годы по образцам древнерусской живописи художниками Ивановым С.П. и Павловским Ю.В. при настоятеле Евстафьеве, церковном старосте Панове Н.П."... Подобная живопись в алтарной части храма, за исключением свода над престолом, где сохранилась часть композиции "Троицы" хорошего академического письма. Некоторые, сильно потемневшие иконы, предположительно, ХVIII в. /в четверике/: "Богоматерь-Умиление" в ризе 1890г., "Богоматерь- Одигитрии", " Избранные святые".


Общие сведения

Церковь, по своим формам, декору фасадов, относится к стилю провинциального барокко с элементами классицизма. Аналоги церкви Сорока мучеников - церковь Троицы в Залесье Печорского района, церковь Успения Богородицы в деревне Столбушино Новоржевского района и церковь Троицы в дер. Гривино Новоржевского района. Но несмотря на сходство в планировочной и композиционно- пространственной структуре, эти памятники имеют свои особенности, в том числе и церковь Сорока мучеников с дугообразными стенами и четырьмя столбами основного объема, бесстолпной трапезной.


Материалы
кирпич

Группы документов
1800 - 1850

Состояние объекта
хорошее

Реставрационные работы
архитектурный обмер


Собственники/Пользователи
Собственность субъекта Российской Федерации



Персоны
Архитектор не известен
построено в 1817 г.


Библиография
Государственный архив Псковской области, ф.39, оп.1, е.х.:1135,1140,1163,1164,1178,1182,1186. Клировые ведомости церкви за 1818,1820,1841,1842,1858,1861,1863 гг.
Государственный исторический архив Эстонской ССР, ф 2006, оп. 1, е.х. 367. Дело о строении каменной во имя сорока мучеников церки в г. Печоры, 1801-1811 гг.